Авіація у звільненні району: 81 гв.бап

Ще одна сторінка історії бойових дій авіації у нашому районі та навколишній місцевості. Про 81-й гвардійський бомбардувальний Краківський орденів Суворова та Богдана Хмельницького авіаційний полк розповідає коротка глава “На Втором Украинском фронте” з книги “Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти”, автор Гапійонок М.І.

Повну версію книги можна прочитати на сайті “Военная литература”.

Коротка справка:

В начале августа 1943 г. вошел в состав 5-й ВА Степного фронта (с 20.10.43 г. 2-й Украинский фронт).

В боевых действиях за освобождение городов Белгорода, Харькова, Полтавы и Кременчуга и за завоевание плацдарма на правом берегу Днепра авиаполк произвел 675 боевых вылетов с налетом 1197 часов, сбросил на врага 325,8 тонн авиабомб, расстрелял 6200 патронов. Уничтожено и подбито 50 танков, 590 автомашин с войсками и боевой техникой, 3 железнодорожных эшелона и 70 вагонов, 5 артиллерийских и минометных батарей, около 100 огневых точек противника.

В ходе боевых действий на 2-м Украинском фронте с 20.10 по 31.12.43 г. авиаполк произвел 219 успешных боевых вылетов с налетом 344 часа. Сбросил 120 600 кг авиабомб, расстрелял 3800 патронов, уничтожил за это время 20 танков, около 50 автомашин, 5 артбатарей, одну батарею МЗА, 35 огневых точек. Было взорвано 4 склада с боеприпасами, эшелон с артснарядами, 80 железнодорожных вагонов, 3 паровоза, 20 цистерн с горючим для автотранспорта, разрушено до 20 различных зданий, выведен из работы железнодорожный узел Знаменка.


* * *

20 октября 1943 года Степной фронт был переименован во 2-й Украинский фронт. Командовал фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев. 1-й бомбардировочный авиакорпус под командованием генерал-майора авиации И. С. Полбина продолжал вести боевые действия в составе 5-й воздушной армии.

20 октября 81-й гвардейский авиаполк составом 18 самолетов Пе-2 под командованием командира полка участвовал в массированном бомбовом ударе авиакорпуса. 67 бомбардировщиков в боевом порядке «колонна девяток», «девятки в клину» и «змейка звеньев» нанесли бомбовый удар по целям в районе железнодорожных станций Александрия, Протопоповка, Верховцево. Бомбометание выполнялось с высоты 2900–3000 метров под углом 60° при сильном противодействии истребителей и зенитной артиллерии. В результате массированного удара было уничтожено три железнодорожных эшелона, около 25 автомашин, взорвано три склада с боеприпасами и вызвано 8 очагов пожаров.

24 октября девять Пе-2 под командованием гвардии капитана Н. В. Огурцова и семь Пе-2 под командованием П. Я. Гусенко бомбардировали в первом заходе войска и боевую технику в населенном пункте Ивановка, а во втором заходе поражали цели огнем бортового стрелкового оружия. В результате этого бомбового удара и огня стрелкового оружия было уничтожено 5 танков, 20 автомашин, 15 огневых точек, разрушено более 10 различных зданий.

29 октября эскадрилья П. Я. Гусенко нанесла бомбовый удар с пикирования по скоплению танков и живой силе в районе пункта Войковка, и было уничтожено пять танков. Эскадрилья была атакована шестеркой истребителей Ме-109, которые произвели 12 атак. Не имея прикрытия, эскадрилья сомкнулась и организованным огнем, умело маневрируя, отбила все атаки, не потеряв ни одного самолета. В воздушном бою был сбит один самолет Ме-109.

В ноябре и декабре 1943 года наступательная операция войск 2-го Украинского фронта имела целью расширение плацдармов на правом берегу Днепра. В конце ноября были освобождены города Черкассы, Чигирин, Александрия, Новая Прага. В последние дни декабря войска фронта вели бои в районе Кировограда.

Авиационные части и соединения 2-го гвардейского авиакорпуса содействовали наземным войскам в выполнении боевых задач. Наряду с непосредственной поддержкой войск бомбардировщики наносили бомбовые удары по железнодорожным объектам, срывая планомерный отвод и перегруппировки вражеских войск, а также наносили большой материальный ущерб противнику. Действия по железнодорожным объектам приобретали все большее значение, так как в период осенней распутицы железные дороги становились основным видом транспорта. 81-й авиаполк широко привлекался для нанесения ударов по железнодорожным объектам. В этом виде перевозок железнодорожный узел Знаменка являлся главным пунктом снабжения войск противника. От Знаменки расходились дороги на Смела, Николаев, Кременчуг. Узел имел две большие станции. Здесь сконцентрировалось большое количество воинских составов, шедших к фронту с запада. На территории узла и в его районе сосредоточились армейские и фронтовые склады боеприпасов, горюче-смазочных средств, продуктов питания и медикаментов.

Железнодорожный узел Знаменка прикрывался десятью батареями зенитных орудий всех калибров. В воздухе непрерывно патрулировало 4–6 Ме-109.

Бомбовые удары по станциям железнодорожного узла Знаменка 81-й гвардейский авиаполк начал наносить в конце ноября 1943 года составом одной-двух эскадрилий.

28 ноября перед эскадрильей гвардии капитана Огурцова была поставлена боевая задача уничтожить скопившиеся эшелоны на железнодорожной станции Знаменка-2 и вывести станцию из строя. Это был трудный боевой вылет, надолго запомнившийся как экипажам эскадрильи, так и всему личному составу полка. В нем участвовали не только опытные экипажи, но и молодое пополнение, получившее первый боевой опыт в Курской битве. В расчетное время эскадрилья блестяще произвела взлет и сбор на кругу аэродрома, а затем в боевом порядке «клин звеньев» взяла курс на цель. При выходе на станцию Знаменка-2 на высоте 2000 метров открыла огонь зенитная артиллерия. Командир эскадрильи мастерским маневром вывел эскадрилью на объект. Все экипажи по команде ведущего сбросили бомбы на цель. В это время в самолет ведущего попал зенитный снаряд. Мгновенно на виду всех экипажей огонь охватил его правое крыло, и самолет, как всем показалось, вошел в штопор, упал и взорвался около платформы станции. Экипаж в составе командира эскадрильи Н. В. Огурцова, штурмана В. Г. Зюзина и стрелка-радиста М. Б. Новикова погиб.

Закладка Постійне посилання.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

  • Хостинг