Авіація у звільненні району: 81 гв.бап

Гвардии капитан Н. В. Огурцов родился в 1912 году, в Красной Армии с 1934 года. В 1936 году окончил Качинскую авиашколу летчиков, а в 1942 году — Военно-воздушную академию (ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина). За время Великой Отечественной войны Н. В. Огурцов произвел 58 боевых вылетов.

29 ноября 1943 года на аэродроме Крутая Балка командир 1-го бомбардировочного авиакорпуса Герой Советского Союза генерал И. С. Полбин вручил полку гвардейское Красное знамя. Личный состав полка заверил командира авиакорпуса и командира авиадивизии, что почетное гвардейское звание, завоеванное жизнью и кровью однополчан, будет овеяно новыми подвигами в боях за свободу и независимость нашей Советской Родины.

30 ноября на железнодорожной станции Знаменка-1 было установлено скопление эшелонов с войсками и военной техникой. 81-му гвардейскому авиаполку была поставлена боевая задача: двумя группами в составе 18 самолетов Пе-2 уничтожить эшелоны и разрушить западные горловины путей на станции Знаменка-1. Для выполнения боевой задачи обе группы в составе 1-й эскадрильи гвардии майора Н. С. Круглова и 2-й эскадрильи гвардии капитана П. Я. Гусенко возглавил командир полка гвардии подполковник В. Я. Гаврилов со штурманом полка гвардии майором Г. И. Габуния.

Бомбометание было выполнено с горизонтального полета по эшелонам и железнодорожным путям. По данным фотоконтроля на станции было уничтожено два эшелона и разрушены железнодорожные пути в центре станции и в западной горловине путей. Однако через двое суток разведкой было установлено, что станция Знаменка-1 и железнодорожный узел в целом продолжают функционировать.

Утром 4 декабря разведкой было установлено, а нашим опытным воздушным разведчиком гвардии лейтенантом СМ. Лискиным подтверждено, что на железнодорожном узле Знаменка скопилось большое количество составов, направлявшихся на запад и восток. Несколько позже стало известно, что под натиском наших войск немцы начали эвакуацию материальных ценностей и одновременно подбрасывали свежие резервы для усиления своей обороны.

В связи с полученными разведывательными данными и учитывая результаты ударов по объектам железнодорожного узла Знаменка, командование авиакорпуса и дивизии решили по иному построить бомбовый удар по узлу. В начале нанести пикирующий удар по путям и составам, чтобы парализовать его работу. Затем вести наблюдения за действиями противника. По данным доразведки наращивать удары для полной дезорганизации работы узла.

Вскоре на КП 81-го авиаполка поступила боевая задача на нанесение пикирующего удара эскадрильей снайперов-пикировщиков гвардии капитана П. Я. Гусенко под прикрытием двух пар истребителей с аэродрома Кобеляки по железнодорожному узлу Знаменка. На КП полка был вызван капитан Гусенко вместе со штурманом старшим лейтенантом Сеньковым, где командиром полка была поставлена боевая задача: 4 декабря в период 13.00–14.00 всем составом под прикрытием двух пар истребителей нанести пикирующий удар по железнодорожному узлу Знаменка с целью уничтожения скопления эшелонов и прекращения движения на длительное время. Уяснив полученную боевую задачу и всесторонне оценив обстановку, командир эскадрильи принял решение и доложил командиру полка.

Пикирующий удар по железнодорожному узлу Знаменка было решено нанести составом эскадрильи в период 13.20–13.30 с одного захода на цель. Пикирование выполнить под углом 60° с высоты 3000–3500 метров в боевом порядке «клин звеньев». Основными целями избрать эшелоны на железнодорожных путях и входные западные стрелки. Бомбометание проводить по сигналу ведущего каждого звена. Заход на цель совершить с южной солнечной стороны территории противника. Маршруты проложить в направлении Кировограда до пункта Аджимка с последующим правым разворотом, выйти на Знаменку, выполнить боевую задачу и уйти со снижением по прямой для выхода на свою территорию. После утверждения решения с несколькими дополнениями, капитан Гусенко поставил боевую задачу летному составу. В расчетное время после подготовки все 9 экипажей произвели взлет и взяли курс на аэродром истребителей Кобеляки. Погода по маршруту в этот день была благоприятной. Облачность не превышала трех-пяти баллов при видимости в дымке около двух-трех километров. Встреча с истребителями произошла над их аэродромом. Взлетело две пары истребителей Ла-5. Дальнейший полет выполнялся на высоте около 3200 метров. Пройдя восточное Знаменки, командир эскадрильи вывел группу на железнодорожный узел с солнечной стороны при высоте 3000 метров. Такое направление захода на цель было предусмотрено на основании точного знания расположения зенитных средств противника в районе Знаменки, выявленных нашим разведчиком гвардии лейтенантом С. М. Лискиным.

Внезапное появление бомбардировщиков над Знаменкой не вызвало ожидаемого огня зенитной артиллерии, который мог бы помешать прицеливанию. Прицеливание выполняли ведущие звеньев, а ведомые все внимание сосредоточили на выдерживании боевого курса в составе звено и наблюдении за воздушной обстановкой, так как бомбометание выполняли по ведущему звена.

Эскадрилья вошла в пикирование с высоты 3000 метров, вывод был осуществлен на высоте 1500 метров. В своей книге«Пикирующий удар» И. С. Полбин писал: «Первое звено — командир гвардии старший лейтенант Гапеёнок — нанесло удар по выходным стрелкам и горловинам путей, идущих на запад и юго-запад. Второе звено — командир гвардии лейтенант Смирнов — ударило по эшелонам, складам и путям. Третье звено — командир гвардии лейтенант Бондаренко — атаковало входные западные пути и составы с материальными ценностями, приготовленными к отправке в тыл противника. Почти одновременно с бомбовым ударом произошел взрыв громадной силы, которого не приходилось наблюдать даже таким опытным бомбардировщикам, как летчики группы Гусенко. Пламя пожара и густые столбы дыма охватили всю территорию узла (фотоконтроль пикирующего удара). Узел оказался закупоренным со всех сторон. Служащие и охрана сбежали, так как непрерывные взрывы уничтожали один за другим склады, подвижной состав и здания. После освобождения Знаменки, по самым скромным подсчетам, произведенным на основании опроса местных жителей и служащих узла, мы установили, что было уничтожено до 50 пульмановских вагонов с артиллерийскими снарядами, три паровоза, 20 цистерн с горючим для автотранспорта, разрушена железнодорожная рамка и горловины путей, сожжено несколько штабелей угля и лесоматериалов. Кроме того, была уничтожена вместе с прислугой батарея МЗА. В течение суток немцы хоронили своих солдат и офицеров, трупы которых были разбросаны по всей территории узла.

Об этом ударе можно сказать кратко — все бомбы в цель! Ни одна из них не упала впустую. Огромное значение сыграла здесь и штурмовка. Значение и эффективность штурмовки бортовым оружием настолько велики, что их трудно переоценить, в особенности при атаках железнодорожных узлов, станций и составов на перегонах. Максимально использовать всю огневую мощь бортового оружия — воинский долг, святая обязанность экипажа пикировщика».

Через несколько дней после описанного удара разведчик донес, что противник начал интенсивные работы по восстановлению узла. По данным фотопланшета разведчика и наблюдений экипажа было установлено, что противник пытается в первую очередь восстановить горловины путей. С этим фотопланшетом Гусенко ознакомил весь летный состав группы и поставил задачи звеньям на два захода. Предстояло завершить начатое дело и нанести повторный удар. В первом заходе группа обрушила удары на те места, где велись восстановительные работы, а во втором бомбометание и штурмовка были направлены на уцелевшие пути, подвижный состав и важные станционные сооружения. Дешифрированием фотоснимков, а после занятия станции — по показаниями местных жителей было установлено, что пикировщики уничтожили 10 вагонов с артснарядоми, разбили стрелочный пост, вагонное депо, сортировочную рамку, восточную горловину путей и разрушили в шести местах железнодорожное полотно. Бомбометанием и штурмовкой уничтожено более 150 солдат. Все восстановительные работы были сорваны, и немцы не делали попыток их продолжить.

Через несколько дней после этих ударов мы с удовлетворением узнали в сводке Совинформбюро, что наши войска, заняв железнодорожный узел Знаменка, захватили много трофеев, боеприпасов, техники, вооружения, подвижного состава. Это были реальные плоды умелой работы гвардейцев пикировщиков эскадрильи Гусенко.

В ходе боевых действий на 2-м Украинском фронте с 20 октября по 31 декабря 1943 года 81-й гвардейский авиаполк произвел 219 успешных боевых вылетов с налетом 344 часа. Сбросил на головы врага 120 600 кг авиабомб, расстрелял 3800 патронов, уничтожил за это время 20 танков, около 50 автомашин, 5 артбатарей, одну батарею МЗА, 35 огневых точек. Было взорвано 4 склада с боеприпасами, эшелон с артснарядами, 80 железнодорожных вагонов, 3 паровоза, 20 цистерн с горючим для автотранспорта, разрушено до 20 различных зданий, выведен из работы железнодорожный узел Знаменка.


 

Bookmark the permalink.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

  • Хостинг